Новости
Текущие
Архив новостей
Марки
Динозавры
Птицы
Животные
Рыбы
Кораллы
Насекомые
Растения
Открытки
Художественные
Почтовые
Познавательные
Статьи
Начинаещему
Конверты
Первый день
Почтовые
Общение
Гостевая книга
Форум
E-mail
Вебмастеру
   

Новости

Марки

Открытки

Статьи

Конверты

Общение

E-mail

 


Новости
Текущие
Архив

Марки
Динозавры
Птицы
Животные
Рыбы
Кораллы
Насекомые
Растения

Открытки
Художественные
Почтовые
Научно-познавательные

Статьи
Начинаещему

Конверты
Первый день
Почтовые

Общение
Гостевая книга
Форум

E-mail
Вебмастеру

Немного теории.

Из бумаги, красок и клея.

 

   Как печатают марки?

   Попробуем представить себе в самых общих чертах, чем отличаются друг от друга способы печати.

   Если изображение и текст перешли на бумагу с рельефной пластины обычного штемпеля перед вами высокая печать. 

   Теперь вообразите, что рисунок на пластине сделан не выпуклым, а наоборот, углубленным: углубления заполнены краской, остальная поверхность пластины чистая. Оттиск такого штемпеля глубокая печать. 

   При офсете же изображение переносится на бумагу с гладкой поверхности, как, например, и переводных картинках. 

   У каждого из способов свои достоинства. Скажем, офсет ускоряет тиражирование, высокая печать делает контуры изображения резкими, а глубокая - хорошо передает полутона. 

   Разумеется. вращающиеся с большой скоростью цилиндры работающих в типографиях манит не похожи ни на штемпельные пластины, ни тем более на переводные картинки. Примеры упрощены. Но зато они наглядны. 

   Более подробную информацию можно найти в справочной филателистической литературе. Там же в деталях описано как коллекционеры определяют способ, которым отпечатана марка , - по резкости контура, виду красочного слоя, растровым точкам.


Только ли на бумаге?

 

   Оказывается, при изготовлении марок иногда обходятся и без бумаги. Так, польская почта отметила свое четырехсотлетие блоком, отпечатанным на шелке; ГДР и Бутан выпустили блок и марки на дедероне и тонкой стальной фольге. Выбор материала обусловлен темой — блок из искусственного волокна был посвящен Дню работника химической промышленности ГДР, а серия, вышедшая в Бутане, истории металлургии этой страны.

   Но главным материалом, конечно, была, есть и остается бумага. Правда, далеко не всякая. Та, на которой напечатаны эти строки, для изготовления знаков почтовой оплаты не годится, для марок, как правило, используют самые лучшие сорта.

   Бумага для марок должна быть не стареющей и не боящейся света. Прочной, гладкой и в то же время хорошо удерживающей клей. Такая, например, получается из целлюлозы.

   У старинных знаков почтовой оплаты бумага может оказаться самой разной - сделанной вручную и на машинах, из тряпичной и древесной массы, рисовой соломы н китайской крапивы, джута, агавы, волокон бамбука, бананового и тутового деревьев, манильской пеньки, сахарного тростника.

   Для многокрасочной печати, воспроизведения живописных полотен особенно подходит мелованная бумага, гладкая поверхность которой покрыта слоем каолина, казеина или мела.

   Иногда бывает необходимость точно установить, не мелованная ли у марки бумага. Об этом можно справиться по каталогу. Если же его нет, выручит какая-нибудь серебряная вещица с острым концом. Им касаются уголка миниатюры. Останется серый, словно от карандаша, след — значит, предположение правильное. Некоторые коллекционеры пользуются в подобных случаях мелоискателями - карандашами с серебром вместо грифеля.


Какие используют краски?

 

   Прежде при печатании марок применяли природные краски, теперь синтетические.

   Первые в мире английские марки были одноцветными. Первая русская выполнена в два цвета: голубой овал коричневый фон. Затем появилась трех цветная многокрасочная печать. А сейчас полиграфисты используют в отдельных случаях уже до восьми цветов.

   Правда, как оказалось, иной раз художнику и восьми красок бывает мало, когда по его замыслу некоторых детали изображения надо отпечатать белыми или цветными, но непременно рельефными.

   Тогда прибегают к тиснению, 0но бывает блинтовое - плоское, бескрасочное и конгревное - выпуклое, которое может быть и красочным. В обоих случаях применяют специальные штампы, причем при конгревном способе под нужным местом марки располагается еще и выпуклый, повторяющий рисунок деталей, контрштамп.

   Марки можно бронзировать, словно названия книг на переплетах, лакировать наподобие картин. Например, покрыли лаком выпущенную в 1963 г. серию «Уральские самоцветы», и камни заиграли как настоящие.

   А сейчас в распоряжении полиграфистов появились краски, которые, можно сказать, светятся днем - входящие в их состав люминофоры люминесцируют при обычном освещении.


Чем приклеивают?

 

   То, что марки приклеивают клеем, понятно. А вот каким?

   Когда появился на свет первый знак почтовой оплаты, кто-то распустил слух, что от марочного клея начинается рак языка!

   Слух держался стойко, и двенадцать лет спустя «специальный комитет по почтовым маркам» опубликовал отчет, в котором указывался рецепт клея. Он включал в себя картофельный и пшеничный крахмал, столярный клей.

   В прошлом веке применялся также клей животного происхождения - костный, рыбий. Сейчас для клея все чаще используются неорганические вещества. Основное к ним требование - хорошая растворимость в воде. Однако и здесь нужна мера. Потому что, если марки начинают прилипать, как только влажность воздуха чуть превысит обычную, пользоваться ими затруднительно.

   В южных странах оборотную сторону марок припудривают или выпускают их вообще без клея, чтобы не слипались от жары. Правда, теперь все шире используется специальный тропический клей - впрессованная в изнанку бумажного листа почти незаметная для глаза теплостойкая масса.

   Наконец, одно из самых поздних изобретений. Вспомните синтетические обои с бумажной подкладкой: срываешь ее - под ней клей. Появились подобные марки и с незасыхающей пластиковой массой, прикрытой снимающейся перед наклеиванием бумагой. Чтобы прикрепить такую марку, достаточно прижать ее пальцем. Удобно, гигиенично. И открепить нетрудно.


Как отделяют друг от друга?

 

   Поначалу для отделения отдельной марки от блоков использовали ножницы - так появились беззубцовые знаки почтовой оплаты. Теперь их уже не выпускают.

   В остальных случаях марки отделяют друг от друга перфорацией (пробивкой рядов отверстий), штампованием (словно монеты), просечкой - рядами прорезей.

   В альбомах филателистов можно увидеть всякое. Случалось, просечку делали копировальным ручным колеси ком для выкроек, прострачивали марочные листы на швейных машинках. А как-то в прошлом веке Португальская Индия выпустила знаки почтовой оплаты на чрезвычайно жесткой бумаге; их перфорировали вручную зазубренными слоновыми бивнями. В результате столь необычного сочетания края у этих диковин получились на редкость неряшливыми.

   В современной полиграфии знаков почтовой оплаты процессы печатания и перфорирования совмещены. Усеянный расположенными в строгом порядке полыми (как у медицинских шприцев) иглами цилиндр, вращаясь, пробивает цепочки отверстий, образующееся при этом миниатюрное конфетти тут же уносится воздушным потоком. Этот способ называется ротационной зvбцовкой.

 [1]

Теория

   Многие знают, что такое марки. Но немногие знают как их изготовляют, рисуют.




Последнее обновление 03 сентября 2000 г.
©2000 Wladislav Mustaev. All rights reserved.
Сайт управляется системой uCoz